Анна Орочко
Настоящее имя: Анна Орочко
Об исполнителе:
Родилась 14 (26) июля 1898 г. в селе Шуша Минусинского уезда Енисейской губернии в семье политических ссыльных. Заслуженная артистка РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Народная артистка РСФСР (1949). Дочери "государственного преступника и ссыльного поселенца" пришлось много скитаться по Сибири, её не принимали ни в одну "казённую" (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончил гимназию в Туле с золотой медалью. С 1916 по 1919 г. училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве (не окончила). Будучи слушательницей курсов, одновременно поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е.Б. Вахтангова (1916). Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 году (с 1920 года – 3-я Студия МХАТ, с 1924 года – Государственная академическая студия им. Евг. Вахтангова, с 1926 года – Театр им. Евг. Вахтангова). Ученицей репетировала роли Франсуазы в "Гавани" Г. Мопассана, Ребекки в "Росмерсхольме" Х. Ибсена (Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии после О. Книппер), Электры в "Электре" Софокла. Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что её амплуа – трагические образы. В плане вахтанговской постановки "Гамлета" ей была отведена режиссёром роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А. Завадского. Первой значительной актёрской работой Орочко стала Адельма в легендарной вахтанговской "Принцессе Турандот" К. Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего её внутреннего огня, "клокотавшего в броне сдержанности" (Ю. Смирнов-Несвицкий). Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие её трагическому амплуа, выпадали не часто. В качестве режиссёра принимала участие в постановке спектакля "Темп" (сорежиссёры Басов, К. Миронов, Б. Щукин, 1930). В годы войны возглавляла фронтовой филиал Театра им. Евг. Вахтангова, где выпустила спектакли "Бессмертный" А. Арбузова и А. Гладкова (1942) и "Наш корреспондент" И. Меттера и Л. Левина (совместно с А. Габовичем и А. Ремизовой, 1942). Педагогическую работу Орочко начала рано – в 1922 году в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и др. Была художественным руководителем Колхозного театра в г. Кирове (ныне - Вятка), где выпустила пять спектаклей. В театральном училище имени Б.В.Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959 г.). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актёрского мастерства. Под её руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 г. Ю.П. Любимовым был поставлен студенческий спектакль "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта, положивший начало Театру на Таганке. С необычайной силой сыграла роль демонической героини финского народного эпоса "Калевала" в фильме "Сампо" (реж. А. Птушко, 1958). Ушла из жизни в Москве 26 декабря 1965 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/25189/bio/
