Пираты не рады: как чувствует себя современное музыкальное пиратство
Казалось бы, эпоха пиратских CD и mp3 позади: стриминговые сервисы проникли буквально в каждый смартфон, а заплатить за музыку стало проще, чем купить чашку кофе. Но цифры упрямо говорят об обратном. Например, в одном только 2023 году число визитов на пиратские музыкальные сайты во всём мире перевалило за 17 миллиардов, а это на 13% больше, чем годом ранее.
Причина банальна — цены. Spotify и Apple Music дружно поднимают тарифы, а миллионы слушателей решают: а зачем платить, если «скачать бесплатно» всё так же легко? Сегодня большая часть пиратского контента сегодня добывается через YouTube и специализированные музыкальные сервисы, откуда файлы выкачиваются в промышленных объемах.
При этом сами стриминги клянутся, что защищают авторов. «Нам крайне важно, чтобы исполнители получали оплату за свой контент», — заявил представитель YouTube Джек Мэлоун. Стриминговые сервисы шифруют файлы по особым алгоритмам, стараются делать копирование аудио затруднительным. Однако реальность такова: именно они являются главными поставщиками музыки для пиратов.
Как всё начиналось в России
История отечественного музыкального пиратства тянется уже много десятилетий. Меломаны наверняка помнят «пиратские» компакт-диски, произведенные пусть и не очень хорошо, но вполне серийным, промышленным способом. Однако, если взглянуть глубже в историю, то можно вспомнить и переписывание кассет и бобин, а еще – «музыку на костях», когда дефицитные пластинки «нарезались» на старых рентгеновских снимках. Да, причина такого подхода крылась в недоступности большого числа исполнителей и произведений для широких народных масс, но, тем не менее, это тоже разновидность нелегального выпуска музыкальных носителей.

Но вернемся к дискам. В какой-то период лейблы поняли, что бороться с музыкальным пиратством в России эффективнее всего при помощи цены. Тогда появились официальные российские CD – с упрощенным оформлением и в стандартной коробке, но по звуку почти идентичные оригиналам, стоившим в 2-3 раза больше.
Что же касается интернета, то первое уголовное дело за нарушение авторских прав во «ВКонтакте» возбудили ещё в 2011 году. Некий пользователь выложил 18 треков, но найти виновного так и не смогли. А в 2015-м арбитражный суд постановил: соцсеть не виновата, она всего лишь «информационный посредник».
В те годы пиратство считалось нормой: люди искренне думали, что музыка, как и любой другой контент в интернете должна быть бесплатной. Однако сегодня ситуация меняется. Самостоятельные артисты, за спиной которых стоят звукорежиссёры, музыканты и менеджеры, чаще всего остаются без копейки, если их треки расходятся только «налево». Итог — падение качества музыки и вечные жалобы слушателей: «все поют одно и то же».
Зайцев нет: от пиратов до пионеров легализации
Помните легендарный сайт Zaycev.Net? В нулевых он был воплощением бесплатной музыки. Но уже в 2011 году его создатели начали заключать контракты с правообладателями, и сегодня сервис работает (да-да, все еще!) легально. Сейчас у сервиса сотни контрактов с российскими лейблами, а доходы после легализации выросли вдвое — по некоторым оценкам, до 120 миллионов рублей.

Подписка против пиратства
Сейчас сервисы по подписке становятся новым стандартом. По словам аналитиков, в среднем у каждого россиянина уже не менее 3–4 подписок: музыка, кино и ТВ, книги. Причем, часто эти подписки – часть пакета, предлагаемого провайдером стационарной или мобильной связи.
Но и цена тоже играет роль. В России средняя подписка стоит в диапазоне 150-300 рублей в месяц, тогда как в соседних странах — от 5 долларов. Сравните: меньше, чем чашка кофе в модной кофейне. А стриминг при этом даёт куда больше — рекомендации, подборки под настроение, офлайн-доступ, даже редакторские плейлисты.
Пираты теряют «пиастры»
Исследования подтверждают: доходы пиратов падают. Но и блокировки и удаление ссылок из поисковиков делают своё дело. Правда, есть и тревожный момент: после ухода ряда западных сервисов из России часть слушателей снова ринулась на «левые» сайты. Но тренд в целом очевиден — культура оплаты за контент формируется, пусть и медленно.
Чем опасен «халявный» контент
Экономия в пару сотен рублей в месяц может выйти боком. Вместе с песней на пиратском сайте легко можно подцепить вирус или «слить» мошенникам свои данные. Да и сама музыка там часто идёт с «довеском» — сомнительной рекламой казино и «чудо-таблеток».

Но главное — пиратство убивает саму индустрию. Без доходов артисты уходят из профессии, а на сцене остаются лишь «попса» с бесконечно повторяющимися мотивами.
Сегодня у слушателей есть выбор: качать бесплатно и рисковать, или платить копейки за удобный сервис с неплохим звуком и рекомендациями. Россия уже не в числе мировых лидеров по пиратству, как раньше, но привычка «скачать на халяву» все еще живуча.
Нельзя не отметить и еще один аспект: рынок винила пиратство тоже не обошло стороной. Однако если вы покупаете диски у проверенных продавцов на площадках, которые дорожат своей репутацией, риски нарваться на контрафакт минимальны. Мы в проекте Muzilla выступаем исключительно за качественную музыку на качественных носителях и за максимальную защиту авторских прав!





